75 лет назад на Север пришёл первый Союзный конвой - серия сюжетов

09.06.2016 / 15:16

Столица Поморья в этом году отмечает знаковую дату. Ровно 75-ть лет назад с началом Великой Отечественной на Север пришёл первый Союзный конвой. Зарубежные суда доставляли военную технику, продовольствие и одежду. Наш корреспондент Юлия Ершова узнала, что называли в народе "вторым фронтом", какое судно символизировало свободу и почему "сталинское золото" оказалось на морском дне. Северные порты в годы войны - бесчисленны. Только на долю Архангельского пришлось больше 3 млн. тонн. В столице Поморья суда чаще причаливали на Экономии и Бакарице.

Юлия Ершова:

- В состав Архангельского порта входил и Молотовский участок. За годы войны здесь разгрузили около 1 млн. тонн иностранных грузов. У берегов Белого моря вставали крупнотоннажные суда, которые не могли пройти в Северную Двину. Фарватер реки не позволял.

По ленд-лизу советам поступали и сами суда. Особенно распространены транспорты типа "Либерти". День их спуска на воду Рузвельт назвал днем флота свободы. Гарантию пароходам давали 5 лет. Хотя, после окончания войны они успешно использовались и русскими, и американцами.

Михаил Копица, историк:

- Наряду с этим центральным расположением рубки - это двигатель, который работает на мазуте, и главная отличительная черта - это корпус, который скреплен на основе сварки, сваренный, а не клепанный корпус.

До наших дней дожила одна из американских посылок – ботинки и брюки из плотной ткани. Вероятно, их ни разу не надевали - вещи, как будто, только из магазина. Еще весточка от союзников - колода карт. Иностранные символы здесь исправлены на привычные нам. А в этих коробках, картонных и деревянных, перевозили продукты питания. Обычно, это были консервы, например, банки тушенки. В народе их называли "вторым фронтом".

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского областного краеведческого музея, историк:

- Появление здесь банок ветчины или такого мяса с овощами, было сродни, как весточки с фронта, таки из-за границы, 42 год был самый голодный год Архангельска. И после вот этой голодухи, какая-то часть, все-таки, доставалась местному населению. И кое-что вот таким вот образом дошло до наших дней.

Но караваны с грузами шли, как из Англии и Америки в Советский Союз, так и обратно. Судно «Эдинбург» в составе конвоя "QP-11" должно было доставить союзникам 5 с половиной тонн золота.

Михаил Копица, историк:

- Это золото предназначалось частично для оплаты не ленд-лизовских грузов, которые были заказаны СССР у США и Британии, а частично золото предназначалось для того, чтобы покрывать контакты радиоэлектронного оборудования, которое по заказу СССР производилось в США.

В походе "Эдинбург" подбила немецкая подлодка, но крейсер остался на плаву. Чтобы судно не захватили враги, через несколько дней его потопил британский эсминец. Экипаж был спасен, а советское золото ушло на дно Баренцева моря. В 80-х драгоценный груз был поднят на поверхность. Но, как утверждают историки, под толстым слоем ила и мазута до сих пор лежат еще 60 кг «сталинского» золота.

(Видеоматериал подготовили: Юлия Ершова, Александр Чалков, Сергей Телов)

назад
22300



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.